Сколько стоит коммерческая иллюстрация?!
ПРО ДЕНЬГИ или сколько стоит коммерческая иллюстрация?
Острая тема для любого художника-фрилансера «какова цена твоей работы?». Как выяснилось, этот вопрос сложный не только для автора, но и для заказчика. Недавно мне позвонила дизайнер из рекламного агентства и честно призналась, что не знает, какие сейчас бюджеты на иллюстрацию.
И я поняла, что наступило время перейти к открытому диалогу, потому что от отсутствия понимания хотя бы примерного диапазона цен на отечественном рынке страдают все. Заказчики не могут понять, откуда такой разброс: почему один человек готов сделать иллюстрацию за 1 т.р., а другой просит за такую же 20 т.р., и как прикажете между ними выбирать? По каким критериям? Художники судорожно обзванивают дружественных коллег или пишут в крупные рекламные агентства под видом заказчика, чтобы понять «среднюю температуру по палате» и назвать адекватную рынку цену.
В общем, это превращается в массовое стихийное бедствие. И сегодня я решила, что хочу эту тему обсудить публично. Я буду рада отзывам коллег и комментариям (без нецензурных выражений и оскорблений :) А теперь к делу.
Что влияет на формирование цены и на что обратить внимание, когда заказываешь работу иллюстратору?
- Стаж художника и его портфолио. Студент и фрилансер со стажем 5 лет – это большая разница. Что это значит и почему так? Стаж – это не просто абстрактная цифра, это – годы наработок, опыт выполнения разных задач и умение договариваться с клиентом. Чем выше стаж, тем выше качество и точнее срок выполнения работы. Есть вероятность, что студент сделает на высшем уровне и в срок – это факт. Но со стажем вероятность повышается, потому что опыт играет большую роль.
- Клиентская база. Это те, с кем человек работал и работает. Если сделан ряд успешных проектов для фирм, издательств, частных лиц, то для заказчика это означает надежность исполнителя. Часто иллюстратор в начале карьеры рисует работы за стоимость ниже рыночной, чтобы войти в профессию и набрать работ в портфолио. Или готов сотрудничать с известным брендом на особых условиях, чтобы иметь громкое имя в послужном списке. Но это исключения, а правило состоит в том, что человек с большой и качественной клиентской базой не согласится на низкую оплату своего труда.
И здесь мы переходим к болезненной и наиболее уязвимой теме – цифры. Поскольку иллюстраторы чаще всего фрилансеры, у нас нет ежемесячной з/п в привычном для всех виде. Зато у наших коллег дизайнеров она есть. Поэтому можно рассмотреть на их примере.
Оклад хорошего дизайнера со стажем 5 лет в Москве составляет от 50 до 150 т.р. без учета налогов. Возьмем середину – это 100 т.р. И здесь очень легко посчитать, ведь среднее количество рабочих дней в месяце – 21 (округляем до 20), делим 100 т.р. на 20 дней, и мы получаем 5 т.р. – это 1 рабочий день хорошего специалиста в Москве без учёта налогов. Однако, вспомним, что у фрилансеров нет оплачиваемых отпусков и больничных, который ему организует честный работодатель. Выходит, что фрилансеру придется продумать свой бюджет так, чтобы самому позаботиться об этом вопросе.
Но минимально условимся считать, что в идеальном мире оплата труда художника-иллюстратора – это 5.р./день. А значит, что 1 час работы (5 т.р.: 8 часов) – это 625 руб./час.
Создание полноценной иллюстрации может занимать от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от сложности проекта. Сюда входит не только разработка эскизов, поиск образов и другие художественные задачи. Также это включает в себя составление и подписание договоров, ведение переговоров с клиентом, подбор референсов, правки и т.д. А значит, стоимость на коммерческую иллюстрацию будет начинаться от 15 т.р. за 1 небольшую иллюстрацию.
Почему так много? Это же просто картиночки.
Иллюстратор – это профессия. И более того, это бизнес. Как и любой бизнес, он очень требователен. Если ты некачественно делаешь свою работу, постоянно не укладываешься в сроки, если тебя поймали на плагиате или нечистоплотности, или ты не умеешь обращаться с договором и не вникаешь в юридические тонкости, ты просто не сможешь заработать себе этим на жизнь. И твоя карьера фрилансера быстро закончится.
Поэтому иллюстраторы, которые остаются в профессии – это очень ценные специалисты, прошедшие жёсткий отбор обстоятельствами, временем и клиентами. Которые не просто рисуют по зову вдохновения, а работают, как и любые профессионалы, над конкретными задачами. Бизнес иллюстратора – помогать другому бизнесу зарабатывать больше: через улучшение визуальных коммуникаций с потенциальными клиентами. Картинка на баночке с йогуртом привлечет внимание ребёнка. Яркий персонаж выделит фирму среди конкурентов. Запоминающиеся образы форменного календаря приведут новых покупателей.
За решение этих задач и платят художникам.
Я бы могла еще написать о том, что иллюстраторы тоже ходят по врачам, снимают квартиры, делают ремонт и ездят отдыхать. Как и все остальные люди. Но думаю, что это и так понятно)))
Лучше скажите своё мнение на этот счёт. Например, нужен ли общий прайс цен на те или иные услуги иллюстраторов? Мы все много об этом спорили заочно. Тема правда сложная и неоднозначная. Кроме вышеописанного мной, на стоимость работ влияет загруженность художника, его известность, востребованность, не говоря уже о стиле и количестве деталей!
Но всё же, может рискнём и вместе сделаем гугл-таблицу средних рыночных цен. Что скажете?
(автор попросила не указывать свое имя, так не считает это важным)
как говаривал один армейский инструктор: - теперь вы будете стрелять как ковбои и бегать как их лошади. :) По санпину рабочий день за компьютером не 8 , а 6 рабочих часов. Вот так. Вопрос как работает иллюстратор. Сколько денег вложил в свое дело, как продвигает. И самое главное если у него, иллюстратора, план? :)) Вот пишу, а сам на будильник кошусь, сколько времени ушло в пустую. Цена всегда зависит от задачи. Вот и все.
ой, надо же,
Валерий вдруг решил, что тема немаловажная
а то, что сообщество мусолит её уже не в первый раз безо всякого отклика , я бы даже сказала при полном игноре, "руководства",
как бы не в счёт
Так надож возглавить колонну сирых и убогих...))) Кстати, Вы спалились со вторым аккаунтом...))))))
Ну, и как в офисе? Поделитесь впечатлениями :)
Я считаю "Общий прайс" самой важной темой, которая давно должна была висеть в топике сайта и постоянно обновляться.
Так Люстро-Ведомости не выходят и утренний кофе по-джентельменски несчем посёрбать...
+1
согласна полностью
То что хороший дизайнер в Москве получает 150 тысяч рублей полная брехня...по этому атрор этой статьи не желает указывать свое настоящее имя?🙂
Есть знакомый дизайнер, который зарабатывает гораздо больше 150 тысяч.
Не брехня. 100-150 зарплата креативного дизайнера в компании средней крупности)). Обычный дизайнер - 50-100
послушаю
+
Я тут встречал цифры по некоммерческим иллюстрациям - книжные иллюстрации, обложки, открытки. А вот именно коммерческие... Работодатели с коммерческими иллюстрациями сюда идут за ценами к некоммерческим иллюстрациям и находят исполнителей. Честно говоря, я тут не особо видел заказы действительно из разряда коммерческих... Вообще, всЁ коммерческое, но что-то коммерческее другого. Тьфу, масло масленное.
Ну а если вы планку ставите в 100 000, то, мне кажется, у вас вообще нет проблем с заработком.
Подождите, разве открытки и книжные иллюстрации некоммерческие? Ведь их так же рисуют иногда на заказ
Да, простит меня администрация, но в чем смысл сей длинной цитаты? Правильно, что автор сохранила инкогнито, ибо как под копирку написано в стописятый раз о том, что иллюстратор - это профессия, опытный иллюстратор зарабатывает больше и вообще нужно хорошо делать свою работу, бэби :) ...похоже, суть уложилась в одном предложении))) Каждый хочет открыть бедную Америку?
Мое мнение неизменно - иллюстраторский рыной тарификации не поддается.
Каждая картинка стоит ровно столько, сколько за нее заплатили. Ради интереса можно каждому озвучить максимальный гонорар, который удалось получить за 1(один) рисунок. Не сколько хотели-мечтали, а сколько реально получили на руки. Вот это будут объективные данные.
Это было бы полезным, знать сколько реально на сегодняшний момент получил твой коллега за какой-то понятный форм-фактор. Не как реальный ценик, но как ориентир общего тренда.
Подискутировать, услышать мнения, сделать выводы для себя. Так про любую статью сказать можно ведь.
Читаю и думаю, как хорошо что я не только рисовать умею ,но и много других достаточно редких сегодня профессий, освоил за свою долгую жизнь, а то что рисую, руками сделать могу почти в любом материале ,так что , есть чем заняться кроме иллюстраций, и не переживать за коммерцию иллюстративную, а рисую теперь только для личного удовольствия и для друзей.
"Подискутировать, услышать мнения, сделать выводы для себя...
--------------------------------------------------------------------------------
Ага, знаем чем дискуссии с Эмиром заканчиваются, тем более до пятничных казней рукой подать...)))
-Эмир хочет развлечься? С пользой, или просто так?
- Просто так и с пользой...(с) ))))
Так, Игорь Евгеньевич, ты уже задолбал, если честно. Продолжишь писать херь, улетишь в бан на месяц. Пока просто предупреждение.
Очень наивно написано. Автор перечисляет свои "хотелки" и ей можно поаплодировать - кто же против, чтобы быть богатым, молодым и здоровым. На деле же, "топов", которые могут диктовать свои условия по оплате единицы, остальные соглашаются на те деньги, которые им предлагают, и стыдливо молчат, что согласились оформлять всю книгу за 15 штук. Я когда на страницу "Работа" захожу и читаю комменты под объявлениями, мне это напоминает толкучки гастарбайтеров возле строительных рынков.
да что толку от этого желанного общего прайса? НОЛЬ. Когда заказчик скажет, что больше 2-5-8 тыс платить не будет, ты ему прайс покажешь и сразу убедишь? Либо согласишься либо нет. Это и без всяких прайсов понятно.
главное ни слова нового от публикации к публикации
Цитаты ))) -
И я поняла, что наступило время перейти к открытому диалогу
пишу в крупные рекламные агентства под видом заказчика...
И сегодня я решила, что хочу эту тему обсудить публично.
ты некачественно
ты просто не сможешь...
твоя карьера ...
ты...
ты...
ты......Лучше скажите своё мнение на этот счёт
( ГЛАВНЫЙ ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ.......)))
Автор предусмотрительно скрыла свое имя)))
Общий прайс это утопия..
Расценки существуют, но носят рекомендательный порядок
Тоже думаю, что какой то рекомендуемый средний прайс должен быть. естественно что каждый будет просить столько сколько считает нужным. Понятно что и заказчик будет настаивать на выплате удобной ему суммы. Но, лично мне очень помогли бывшие уже посты на эту тему. И вообще я за этим сюда тогда и приходила.)
-тоже несколько удивлён, что наконец то администрацией затронут вопрос о расценках, идею которых ранее - явно игнорировали
(интересно, что именно в пространстве интересов администрации изменилось и теперь послужило поводом...)
согласен с озвученным коллегами - прайс, который годился бы для всех - составить невозможно, т.к. сам вопрос - необъятен
НО
прайс нужен для тех категорий коллег, кто умеет делать арт, который в принципе может приносить коммерсантам доход, достаточный для того, что бы у них появилось желание запускать различные проекты, т.к. все мы тут в курсе, что в условиях дикого капитализма (граничащего с феодализмом) - коммерсанты, в приступе неадекватной жадности назначают за любой АРТ цены, которые не совместимы с физическим выживанием "арт-негров"... (по принципу - нарисуй, отдай все права на публикации, а потом сдохни)
ДА - коммерсантам-феодалам плевать на чьи то прайсы
НО
арт-примеры самых простых иллюстраций с указанием, сколько на такие уходит времени, хотя бы проинформируют начинающих иллюстраторов, что на расценки "ниже ватер линии" - нет смысла соглашаться, иначе в самом скором времени - гарантированно разоришься.
ДА - есть дизайнеры (и художники в одном лице), кто получает зарплату и 150 тыщ... и даже по 300 ...
но это такой штучный "товар", что таковые "мегазвёзды" - сами прекрасно справляются со своими делами среди "акул бизнеса".
тем, кто (не дотянул до звёзд, но...) умеет делать АРТ выше среднего уровня - разумнее (ответно) наплевать на коммерсантов-феодалов, ибо адекватных денег от них всё равно не дождаться и никакой "волшебник в голубом вертолёте" - не прилетит и ничего не подарит - НИКОГДА-!
... по этому, надёжнее освоить современные возможности интернета, и научиться продвигать своё Искусство - самостоятельно
у кого туго с "коммерческой жилкой" - объединяйтесь с теми, у кого "она" есть
(это возможно при условии, что ваш АРТ имеет сопоставимый проф-уровень или ст0ит на рынке примерно одинаково)
не стану извиняться за "многаБУкаф", т.к. коммент предназначен для тех, кто "завтра" станет прекрасным Художником, а сегодня немного растерян, под натиском агрессивной среды капт-джунглей
в во время предвыборной кампании - все мегазвезды, даже криворукие верстаки и школяры бумагомаратели. все отлично оплачивается даже "нарисованное от руки" "народное творчество". Если это позволяет решить задачу продвижения нужной идеи или субъекта. :)
А вот идея обьединиться с теми, у кого есть коммерческая жилка, на взаимных интересах - очень даже здравая. Многие творческие товарищи по натуре своей абсолютно не торгаши, но жрать-то, один хрен, необходимо. Поэтому я и сам бы с удовольствием слился в экстазе с хорошим "паровозом,"))
"арт-примеры самых простых иллюстраций с указанием, сколько на такие уходит времени, хотя бы проинформируют начинающих иллюстраторов, что на расценки "ниже ватер линии" - нет смысла соглашаться, иначе в самом скором времени - гарантированно разоришься."
Самое здравое, что профессионалы могут сделать для того, чтобы поддерживать рынок от демпинга новичков. Потому чаще всего начинающие понятия не имеют насколько сильно они дешевят.
Прайс нужен, даже, как попытка культивировать эту "дикую среду". Назовём это "информационная война")))
А я вот намедни посетил Арт избу, дабы прицениться к картинкам. Так видал мазню за 450 000 зеленых американских, остальные подешевле, но понял одно - их прейскурант мне явно не по росту...Толку в любых расценках ноль. Тут уж каждый за себя. За сколько удастся втюхать, то и твое, на сколько тебя кинут, то и чужое... Прошу высекнуть на седой скале фьйорда!
Идея общего прайса хорошая, но зело утопичная как "Прекрасное далёко". Потому что никто не рисует как другой. Все рисуют по разному за разное время и с разной успешностью. Профессию иллюстратора стандартизировать можно только очень приблизительно. Соответственно и прайс будет настолько приблизительным, что толка от него не будет. Да, да, это будет именно от 500 до 50 000 (допустим). В итоге, каждый имеет для себя свой собственный прайс. Вымученный, выстраданный, высчитанный строго под себя. Да и тот постоянно подвергается изменениям в зависимости от внешних обстоятельств или обстоятельств заказчика. И ни у кого не получится избежать мучений (а зачастую иначе и не скажешь) по составлению собственного прайса, просто скопировав циферки с сайта. Свой прайс - это время потраченно на "недолет-перелет". Это время, стоящее в одном ряду с "не только разработка эскизов, поиск образов и другие художественные задачи. Также это включает в себя составление и подписание договоров, ведение переговоров с клиентом, подбор референсов, правки и т.д" (с) Никто не будет делать это за другого. Могут по-соседски поделиться своими цифрами, но и то, их придется корректировать под себя. Тут "А вот и Васи Пупкина стока-то, поэтому и у меня будет!" не работает, потому что ты не Вася Пупкин. Вася пупкин может работать за гроши и ему норм, его мама грудью кормит. Или Вася может получать дохренилионы рублей за свою работу, это никого не касается кроме, собссна, Васи и никому не поможет тоже эти дохренилионы получать.
Хотелось бы сравнить прайс со вставной челюстью, но я еще не настолько стара, а лучше аналогии чотт в голову не приходит))))
Из реальной жизни:
4 800 руб. за иллюстрацию размером до 160х295 мм;
8450 руб. за илл. размером от 160х295 мм до 295х320 мм;
16 900 рублей за илл. размером от 295х320 мм до 590х320 мм.
Вот о чем и речь! Как? Ну, как эти цифры помогут начинающему иллюстратору о котором тут все так слезно пекутся? Когда он дорастет(если вообще дорастет) до сравнимого уровня мастерства, то будут другие времена и другие цены.
Глянул ваш профиль с иллюстрациями, разделил вышеуказанные суммы примерно пополам, ибо до уровня ещё расти и расти, в среднем получил циферку 4 т.р. за лист А4. Но как считать, если заказ не оригинала, а принта, т.е. человеку нужно картинку в цифре для дальнейшего тиражирования? Его же можно потом в любом формате распечатать? С другой стороны, приглядевшись к местному качеству исполнения, идейной составляющей, форматам и ценам у одной французской галереи, выставил свою А3 в 400 евро за оригинал, со скидкой на относительную молодость. И это довольно кропотливая графика пером. Видя, опять же, собратьев по кисти из наших же краёв с такими...художествами, что плакать хочется, но уже с бОльшим ценником за тот же формат.
Хуже другое - соглашаясь на работу за копейки, иллюстраторы сами дискредитируют профессию. И тут уже никакой прайс не доказательство. Заки тупо ссылаются - "а вот тут мне сделали" И то, что нарисовано хуже неандертальцев, заказчика нихрена не смущает, поскольку у многих воображение как у дятла на бетонном столбе. Помилуйте, какая культура восприятия? Сколько уж тут копий погрызено на этот счет - а толку... Сайт не совсем профессиональный, много дилетантов. А у заков башню рвет, что всё тут сплошные шедевры. И когда говоришь человеку, что это, собственно, не совсем соответствует понятию "иллюстрация" - пофиг. Печаль, однако
Вы знаете, мне на прошлой неделе так "сослались", что и крыть-то было нечем. Заказали логотип, я указала цену - 5000р. они согласились, я логотип сделала, они его приняли, попросили подождать с оплатой. А потом, когда оплату пришлось поторопить, заявили, точнее, сослались, что вон, за логотип Nike был уплачен всего один доллар!!!
Всё кончилось хорошо, 5 тыс. заплатили. Но осадок и яркое впечатление от подобной предприимчивости заказчика в подборе аргументов, остались...)))))
"Рождественский вечер у кролика"Беатрис Поттер:)
Во-первых, предполагаю, что будет логично составлять прайс, разделяя художников/иллюстраторов по стажу и стилистике. Как минимум на диджитал и традишнл. Поскольку, очевидно, что это совершенно разные трудозатраты и навыки.
Во-вторых, журналы и реклама одна история, книги - другая, частные лица - третья.
В-третьих, иллюстрации для анимации один бюджет, статичные - другой.
Короче, надо понять как систематизировать всю эту огромную сферу. И осознать, что мы все в ней работаем, а не начинать разбираться у кого откуда руки растут и кто в чем асс, а кто карандаш в руках не "по госту" держит. Объединиться и разобраться в общем.
Так или иначе на каждого найдется свой заказчик с тем уровнем визуального восприятия, которого вы заслуживаете.
Ещё надо учитывать, что заказчик часто вообще не понимает, почему художник хочет за свой рисунок, допустим, штуку баксов, если на всяких сайтах типа "фрилансер" готовы работать за 100рэ. Он тупо не видит разницы, и никакие ссылки на Ерко и других мэтров не помогут. Вот, недавно снял в метро этот шЫдевыр. Так и вижу этот диалог:
- Нам нужен персонаж три-дэ, чтоп как у диснея. Сколько будет стоить?
- Зависит от детализации. Где-то от ста баксов.
- Не, вы нам не подходите. Мы нашли исполнителя, который сделает за пятсот рублей.
Так не надо с такими людьми работать, если Вы эту разницу видите.
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2100217193438030&id=100003493103943
Ловим ссылку на первоисточник
http://ppetrov.narod.ru/price_pp.html
Ловим ссылку на рекомендации
Павел, Павел, ну зачем же так, всю интригу и кайф обломал.:-)))
В 2001 курс доллара был примерно 1:30, а сейчас 1:60...
мы тут героически - толкЁм воду в ступке...
а тут уже всё придумали и расписали до нас...
эх...
(смайлик, шлёпающий картузом об пол)
вот так на самом интересном месте - и всем придётся расходиться по домам...
учить матчасть
* ͜ *
цена расчитывается от затраченного времени на иллюстрацию - а цена сввоего рабочего дня скорее всего известна творцу ! все очень просто)))
потратил три дня на картинку умножаем на 3и трудодня - вот и цена.
Странная формулировка, на мой взгляд, в названии поста. Ну а некоммерческая иллюстрация сколько стоит тогда? Иллюстрация ли она вообще если она ничего не стоит? Что такое вообще коммерческая иллюстрация? И если таковая существует, то чем она отличается от некоммерческой?
чтобы быть успешным фрилансером - мало уметь хорошо рисовать!!! Надо уметь еще продавать себя, отстаивать, продвигать. А без этого успеха не видать. Или брать агента , который будет за вас продвигать и продавать ваше умение.
Макс,а Вы сами себя продвигаете или с помощью агента?
Если всё же говорить об иллюстрации, которая за деньги, за достойную плату соразмерную вложенному в работу труду и времени, то такой иллюстрации, по-моему, в России пришёл пи"""ц. И, честно сказать, затрудняюсь сказать по какой именно причине. Вроде и платёжеспособные организации есть и не мало, но как-то вот так в последнее время, не важно.
Потому что не приносит реальной прибыли.Видела статьи в инете,в которых говорится о том,что в ближайшем будущем рисовать будут роботы:) создаются программы,которые уже гарантируют высокое качество исполнения.Пока всё это будет внедрятся у художников есть возможность работать.Но на долго ли?
Зашла посмотреть кокой нынче курс… тоесть прайс
35 рублей иллюстрация или её половина?
вообще важно поднимать такие вопросы.
Когда я только начинала я ставила оооочень низкие цены. И конечно получала иногда сообщения от "добрых" коллег: ты ох%*?а? Демпенг!!! Караул!
И я конечно же отвечала: О великий мудрый талантливый человек (му%*к) скажи же мне сколько денег мне брать с этих жадных заказчиков?
И тут начиналась симфония уклончивых ответов: Ну.... посчитай свои расходы... раздели на.... потом напиши план....
Я далее: сколько? Сколько ты берешь?
он: ну.... баранки... гну, это же очевидно.... просто сама подумай.... тупой вопрос...
В общем сейчас я давно не получаю таких сообщений, видимо мои цены достигли морально приемлемой границы (но конечно есть к чему стремится).
Но важно, что цену я подняла, когда подрос уровень!
И меня шокирует, что когда заказчик признается, что не понимает сколько платить, все на него наезжают! Но! мы даже между собой не всегда знаем цены!
Как можно требовать телепатии от клиента? Он откуда знает, что он получит за 2000р, а что за 15000?
Цены у всех скрыты. Типа догадайся сам... этжтакпонятноочевидно!
Я вообще сторонница открытых цен.
Катя, 3000р. за 1 картинку.
Один замечательный мастер, на мой вопрос-" Сколько стоила работа?" Ответил-
"Деньги любят тишину".
Про цены: можно посмотреть расценки фотостоков (там не только фото, но и арты продают если что). Причём заказная иллюстрация полюбому должна быть дороже, чем нарисованная специально под заказ, по банальной логике.
Пример сетки цен отечественного фотостока LORI (не рекламирую, просто как пример сетки цен)
(ссылка: https://lori.ru/4128462)
Можно взять за минимум.
Цена зависит от тиража, размера, целей использования)
вот именно :) )))
наши "уважаемые" оЧЕчесвенные издатели - докатились до того, что ф0тка, купленная на стоках - ст0ит покупателю дороже, чем нарисованная иллюстрация...
при этом - фотку могут купить много раз, а иллюстрацию отдай навсегда и ваяй эксклюзив.
9600 ₽ за картинку - ещё и не каждому повезёт отхватить у "щедрого" худ.рЕда
* ͜ *
Я думаю, часть покупателейсток-фото берут её по более дешёвой лицензии, а используют на всю катушку, по условиям более дорогой лицензии - вряд ли такое легко отследить и прищучить. Ещё видела тырят на сайты в качестве иллюстраций своих материалов прямо с водяными знаками и копирайтами сток-сайта! Так что тоже полно недобросовестных жучар.
Не забывайте, что фотку могут и не купить вообще никогда и таких фоток на стоках подавляющее большинство.
Отличие я вижу только в одном. Почему-то иллюстратору принято платить в разы меньше. Хотя задачи и затраты равные, а то и покруче чем у ряда художников.
написала не в тот пост. ну да и ладно