Коржев Г.М

Main original

Эта статья о мастере живописце, способном решать сложные цветовые  задачи и органично объединять многофигурные композиции крупномасштабных  полотен, передавая в своеобразной,,суровой манере" психологизм и драматизм тех или иных сцен.

 

 

 

Коржев (Коржев-Чувелёв) Гелий Михайлович (р. 7.7.1925, Москва), русский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944—50) у С. В. Герасимова. Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951—58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.

 

 

Следы войны (из серии "Опаленные огнем войны").
1963-1965. Х.М. 200х150 см.

 Мать. 1962.

Художник часто использует крупный план для усиления образной выразительности, углубления психологических характеристик героев. Все полотно картины «Мать» занимает измученная, седая женщина. Старая, рваная телогрейка, съехавший с головы платок, натруженные руки, покрасневшая от ветров и слез кожа, глубокие морщины от тягостных дум и переживаний – каждая деталь кричит о безысходном горе, о безнадежности, о беспросветности.

Мать. 1967.

Просто потрясающая работа.

Облака сорок пятого. 1980-1985. Х.М. 200х180 см.

Старые раны

Из статьи Е.Зайцева:

...Гелий Коржев стал одним из тех художников, кто взвалил на свои плечи, казалось бы немыслимый груз творческой, гражданской, человеческой ответственности. Внимательно анализируя художественные процессы отечественной живописи ХХ века, убежденно приходишь к выводу, что Коржев в нашем искусстве, явление самобытное, значительное, непреходящее. Своими поисками он сделал целый ряд принципиальных открытий в композиционном построении современной картины, в колористике, в выработке собственного творческого кредо. Обладая мощным зарядом творческой энергии, он сумел перенести его на холст, насытив им свои многочисленные, очень разнообразные работы. А они, в свою очередь, передают эту энергию зрителям, рождая у них разноликие эмоции, несхожие чувства, глубокие переживания. О Коржеве уместно говорить как о художнике-композиторе, дирижере, умеющем организовать пространство и представить зрителю нечто гармонически целостное, вызывающее его на диалог и размышления. С годами становится все очевиднее: творчество художника по сути своей обретает черты философского познания окружающей действительности, ее исторических катаклизмов, а шире ? мирового развития. Все его творчество по сути ? материализация на холсте времени, в котором живет мастер, и тех событий, которые ?запали? в его душу из исторического прошлого. При этом в центре внимания творца ? всегда человек ? во времени и пространстве.
Его живопись не для легкого восприятия. Так много поведала она невеселого о нас самих, об обществе, в котором живем, что порой от его картин веет этакой беспросветностью. Но это лишь первое, поверхностное впечатление. В них нет никакой безнадежности. За всеми коллизиями, борениями и утратами встает образ Человека долга, порядочного, искреннего и самоотверженного...

 

Старик с Волги. 1951                                                                  Ночной звонок 1993-1995. Х.М. 120х90 см.

 

В тени креста. 1995-1996. Х.М. 90х140 см.

 

Заложники войны 2001-2004

 

Осень прародителей

Подтверждение своей концепции положительного героя он часто находит в представителях уходящего поколения, одержавшего немало реальных побед на пути строительства советской державы и в годы сурового ратного ненастья. В картинах, посвященных событиям революционной эпохи и Великой Отечественной войны, Коржев с несравненной полнотой и силой раскрыл сущность величайшей народной драмы, повлекшей за собой неисчислимые жертвы и страшные бедствия, но одновременно обнажившей всепобеждающую силу человеческого духа, общественную волю людей, не признающих власти гнетущих обстоятельств, готовых штурмовать небо. В своём искусстве художник выразил наивысший подъём, духовной и нравственной жизни народа, сотворил живую художественную реальность, созвучную подлинной классике, глубоко прогрессивному развитию современной цивилизации

 

 Влюблённые

 

 

Егорка летун

В дни войны

Пиршество. Из цикла ,,Тюрлики" 1979

 

  

 

Автопортрет

 

ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ 1947 г.
Х.м. 50x70, Собственность автора

МОСКОВСКИЙ ДВОРИК 1954 г.
х.м. 50x70, Собственность автора

 
Лишённые рая      Холст, масло. 180x250, Собственность автора.

Заслон

Произведения Г.М. Коржева собраны в крупнейших музеях России, среди них Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Картины мастера экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках, представлены во многих российских и иностранных собраниях. Так, произведения, показанные в Тайбее летом 1994 года, входят в основу экспозиции Музея русского искусства. Его произведения, показанные на грандиозных международных выставках последних лет, таких как "Москва - Берлин" и "Москва - Варшава" зазвучали с новой силой и имели ошеломляющий успех. 

Около трех десятилетий профессор Г.М. Коржев вел педагогическую работу в МВХПУ, многие годы руководил творческой мастерской Академии художеств.

Возглавляя Правление Союза художников РСФСР или передавая секреты мастерства молодым художникам, создавая новую картину или выступая перед аудиторией, - везде и всегда в любых жизненных и творческих ситуациях Г.М. Коржев неизменно остается самим собой, большим художником, человеком предельно честным и искренним. Многие его ученики являются признанными живописцами, среди них есть и члены Российской академии художеств.

Своей творческой деятельностью Гелий Михайлович Коржев вносит большой вклад в изобразительное искусство, в отечественную культуру.

Комментарии64
avatar

Молодец этот Коржев Г.М, настоящий боец антигламурного джихада! Ишь как на него 90-е и Босх повлияли. Сильно!+1 Коржеву

15 Апрель 2010, 20:45
avatar

Что-то не все иллюстрации в статье открываются уже четыре раза перезагружал. Сейчас попробую ещё разок.

15 Апрель 2010, 20:48
avatar

Ага, вот теперь порядок, всё загрузилось.

15 Апрель 2010, 21:52
avatar

А что там Пластов делает?

15 Апрель 2010, 22:08
avatar

Всегда впечатлял масщтабностью

15 Апрель 2010, 22:16
avatar

Ни чего себе мощно! Некоторые картины просто открытие! спасибо)))

15 Апрель 2010, 22:24
avatar

Батов Антон (art_bat):Ох, это я уже припарился с перезагрузкой иллюстраций, пришлось с разных сайтов выискивать так как почему-то не все ссылки открывались здесь, было открыто много окон, вот и напутал, сейчас исправлю.

15 Апрель 2010, 23:08
avatar

Вот это да! НИЧЕГО СЕБЕ МАСТЕР! ЭТО УДИВИТЕЛЬНО! спасибо большое, очень интересно!

15 Апрель 2010, 23:54
avatar

Коржев это глыба!!!!!!!!!!

16 Апрель 2010, 00:20
avatar

Здесь же вспоминается живописная мощь Е.Е. Моисеенко.После этого просто возмущен тем как множится и культивируется мнение в кругахярых противников социалистического прошлого, что соцарт это вовсе не искусство.

16 Апрель 2010, 00:29
avatar

Валерий Барыкин:Вы наверно слишком обобщили. Соц арт и коржев это как писали раньше в залах эрмитажа "Живопись ранней буржуазии" и Рембрант. Сам по себе стиль ничего не несет, голая форма пуста, важно кто наполнит. Я был свидетелем, помню, на одной крупнейшей выставке, злорадные экспохзиционеры Коржевым просто раздавили одного непонравившегося им знатного художника(фамилию называть не буду, он уже отошел) лауреата,академика и пр.пр. Просто выставили его работы в небольшом зале , напротив Коржевсеих "Дон Кихота с Санчо" и "Дон Кихота поверженного". Да а между ними еще его "Железный век". Уже не помню что там у этого академика висело, потому, что Коржев передавил всех и все. А в принципе оба соц.реалисты.

16 Апрель 2010, 00:47
avatar

Шевченко Алексей:Согласен что сам по себе стиль ничего не несет, но здесь я хотел сказать о тех недопустимых обобщениях, к которым прибегают в критике соцарта. Такие художники как раз подтверждают своим творчеством что и в эпоху тоталитаризма можно творить искусство. И что тогда соцарт? Вот Налбандян это соцарт, это партийный заказ и это уже не искусство, а вот Герасимов это уже искусство, это выше соцарта. Ну, так тоже, по-моему рассуждать нельзя. Все они работали в времена социализма и могут быть по этому принципу временному и идейному быть объединены одним стилем, который теперь называют соцарт. Так вот - голословно заявлять после этого что соцарт не искусство мне кажется неверным.

16 Апрель 2010, 01:06
avatar

Дмитрий спасибо! Обожаю отцов сурового реализма: Коржева, Оссовского, Иванова, Попкова. Мои одни из заочных учителей.

16 Апрель 2010, 10:18
avatar

потрясающе, не знал о нем. Спасибо.

16 Апрель 2010, 10:38
avatar

Обалденный художник, и многоплановый. Я знал только заглавную работу, а остальные для меня — вновинку...

16 Апрель 2010, 11:24
avatar

Шевченко Алексей:Если я вас правильно понял, Алексей, кто-то в личных интересах искусство (труд) одного человека противопоставлял другому...Это скверно и мерзко. Работал я в одной конторе в коллективе из нескольких художников, понятное дело, портреты у всех по-своему получались и с переменным успехом. Нам, конечно, далеко до столь высоких сфер, но мы старались соблюдать такт по отношению друг к другу и недопускать такого ,,контраста", который мог возникнуть в случае соседства идеально выполненного портрета и стандартной работы средней степени.

16 Апрель 2010, 11:41
avatar

Вячеслав Люлько:Пожалуйста, Вячеслав! Иванов тоже величина, при чём величина с большой буквы!

16 Апрель 2010, 11:44
avatar

Валерий Барыкин:Для меня тоже некоторые работы были неизвестны, особенно ранние его произведения. Пытался загрузить сюда этюдные зарисовки, эскизы Коржева, но так и не получилось. Вместо репродукции только слово ,,изображение"

16 Апрель 2010, 11:47
avatar

Ох, извините, Валерий, овтет адресовал поошибке вам. Что-то совсем рассеяный стал

16 Апрель 2010, 11:49
avatar

С горем пополам добавил ещё три репродукции.

16 Апрель 2010, 12:33
avatar

ой, а ДОН-КИХОТ И САНЧО пропал :(

16 Апрель 2010, 13:46
avatar

Я не поклонник соцреализма, по крайне мере как направления, в силу основной тематики жанра. Но работы некоторых художников и скульпторов мне нравятся. Нравится мощь и некоторая грубость, надрыв и художественная выразительность, которые свойственны именно этому направлению. Сюжеты же, из-за того что продиктованы идеологией, не производят на меня такого впечатления как техника. Хотя принципы партийности, народности и материализма, определяющие тематику, скорее всего влияли и на стиль исполнения, поэтому наверное не совсем правильно их разделять. Сейчас, возможно в силу отсутствия национальной идеи и сильной идеологической системы, ничего подобно и нет, а жаль. Конкретно у Коржёва мне нравится цикл "Тюрлики". Тоже кстати Босх вспомнился. Художник действительно не лёгок для восприятия, такой своеобразный столп-Толстой соцреализма. P.S.:Сама бы соцреализм не открыла, так что спасибо за просвещение)

16 Апрель 2010, 13:47
avatar

Валерий Барыкин:Полностью с Вами солидарен. Стиль это исторически обусловленное и сформировавшееся явление, и говорить о нем что он плох или хорош глупо. Изучать стили и правильнее и плодотворнее. Просто художник плох или хорош, это уже за рамками стиля. Для многих художников соцарт был только дешовой формой, за которой пустота, они порядком дискредитировали стиль. А "тоталитаризм", "оттепель", "застой" это не по части искусства. Но к сожалению многие политические клише пролезают в искусствоведение, превращая его в дешовую политинформацию. А искусство можно творить в любое время. Кроманьонцы нам это чудно доказали.

16 Апрель 2010, 13:49
avatar

Дмитрий А:По поводу выставки. Значит коллектив у Вас был дружный и слаженный. И это замечательно.

16 Апрель 2010, 13:51
avatar

Chayka:А с загрузкой картинок по-моему вообще проблемы, наверное сервер глючит. У меня тоже не загружаются(

16 Апрель 2010, 13:53
avatar

Дмитрий А:Нет ли у Вас возможности подвесить "Влюбленных". А не в больших ладах с компом. помочь не могу. Думаю эта лирическая вещь у Коржева тронет многих.

16 Апрель 2010, 13:53
avatar

Да, Коржев, это только молча смотреть."Маруся", "Егорка-летун" - вообще равнодушно не могу смотреть.

16 Апрель 2010, 14:07
avatar

да,коржев--это гигант,здоровья ему

16 Апрель 2010, 14:42
avatar

Шевченко Алексей:Да, да, и поэтому ужасно когда в времена смены политической системы, под знаменем освобождения от тоталитарного наследия хватают без разбора все вместе и пытаются забросить в топку и тут же угодливые иностранные коллеги с участием дровишек подкидывают. Это я в эмоциях после выставки с обсуждением, которая недавно проходила у нас в городе. Приехали шустрые дельцы от современного искусства, привезли выставку какого-то голландца с работами сомнительной художественной ценностью о его впечатлениях от СССР и на диспуте так вот категорически и заявил мол соцарт не искусство. Простите, никак не могу успокоиться после этого, все вспоминаю:)

16 Апрель 2010, 15:46
avatar

Валерий Барыкин:Конечно Вы правы. И вот что забавно, лет 15-20 назад по провинции подобные ребята устраивали "чес" среди старых художников, скупая все на метры за копейки, или сомнительные обещания.

16 Апрель 2010, 16:07
avatar

Chayka:!!! Странно, сейчас буду ипсравлять, впервые такое чтобы из блога сами по себе исчезли репродукции, а может я чего не так сделал, сейчас исправлю.
Шевченко Алексей:
Конечно, Алексей, сейчас попробую

16 Апрель 2010, 16:07
avatar

Надеюсь, что больше ничего никуда не исчезнет.

16 Апрель 2010, 16:36
avatar

Шевченко Алексей:Да, слышал об этом. Печально, конечно.

16 Апрель 2010, 16:59
avatar

Валерий Барыкин:Да, да, и поэтому ужасно когда в времена смены политической системы, под знаменем освобождения от тоталитарного наследия хватают без разбора все вместе и пытаются забросить в топкуИскуство всегда или отражало политические взгляды (ну или по крайне мере находилось в параллельном потоке) или страдало от них. Ведь соцреализм пришёл на смену так называемого "буржуазного искусства", которое в своё время было задушено большевиками... Похоже история повторяется. Конечно тоталитарный период - не лучшая страница нашей истории, но и в нём было немало хорошего, в том числе в сфере искуства. Люди же восхищаются римскими скульптурами или Колизеем, и никого особо не напрягает, что в Риме пользовались огромной популярностью весьма жестокие забавы, а само государство по сути было агрессивной империалистической машиной подавления.

16 Апрель 2010, 18:38
avatar

Кстати, смотрю добавились репродукции: Дон Кихот понравился)

16 Апрель 2010, 18:42
avatar

Искусство однозначно, не признавать соцреализм искусством, это как не признавать передвижников художниками. Репин тот еще соцреалист, например, только он "социальный реалист", хотя на судьбу бурлаков Репину было плевать.

16 Апрель 2010, 18:55
avatar

L` Efanova:Да я, вообщем-то согласен с Вами. Просто Колизей и римляне это давно было, а соцреализм сейчас, поэтому и эмоции мои по этому поводу тоже сейчас.

16 Апрель 2010, 19:38
avatar

Обвинять художника что он на партию работал все же не стоит. Веласкес тоже был придворным художником и Гойя и Леонардо и многие другие.

16 Апрель 2010, 19:43
avatar

Лени Рифеншталь все же обвинялась неоднократно и заслуженно, она была в курсе всех немецко-фашистских выходок.

16 Апрель 2010, 20:04
avatar

Валерий Барыкин:Вы конечно правы. Детский сад какой то. Тогда и Маршака к ответу за "красная площадь Флаги полощет", "зезды над кремлем" и пр. Какая то примитивная политиканщина. Всех бывших октябрят к ответу за демонстративное ношение образа Ленина. Да еще в красной хвездочке. Всех посетителей метрополитена до 54г к ответу за то что оно было им. Кагановича и т.д. Помню в перестройку первыми подняли визг именно активные партийные функционеры и редактора. Думаю не стоит имя достойного человека мешать с полтшитом.Творчество Коржева работало на страну, работает и работать будет пока у зрителей будут глаза чтобы смотреть и голова чтобы думать.

16 Апрель 2010, 20:31
avatar

L` Efanova:Вы все очень грамотно и хорошо пишите, но пожалуйста избегайте обобщений. К примеру тезис о большевиках. Собственно Революция, Партии ее делающие, творческие течения ее поддерживающие, или использующие, и пр. пр. и большевики (опять какая часть большевиков, это же не единый организм) "это упрощение, которое ведет к искажению". Цитирую одного мудрого историка. Иногда события не столь одназначны и примитивны, как принято часто излагать. К сожалению

16 Апрель 2010, 20:39
avatar

L` Efanova:Да, интересно, что Вы имели в виду под термином "буржуазное искусство", задушенное большевиками. Большевики, по-моему, все больше на церковь нападали, купола срывали, а что касается, например, изобразительного искусства, то особых гонений не было. Может я ошибаюсь? Да и передвижников назвать буржуазными сложно, напротив они были черезчур социальными, почти пролетарскими. Кого большевики душили?

16 Апрель 2010, 21:10
avatar

Валерий Барыкин:Совершенно верно, в своё время я с огромным удовольствием прочитал ,,Япония 1945" Симонова, являвшегося любимцем сталина, что ни чуть не умолило то мастерство, с которым написанно это произведение.
Шевченко Алексей:
Согласен с вами. Соцреализм, равно как и эпоха в которую он сформировался, сложная, далеко не однозначная тема, если в неё углубиться то не хватит и блога.
Лично для меня Коржев не просто яркий представитель этого периода истории искусств, а прежде всего как удивительный мастер колоритного (необычного) мазка. К сожалению не разу не довелось увидеть его работы, что называется ,,в живую" ну, может быть ещё повезёт.

16 Апрель 2010, 21:17
avatar

L` Efanova:Пытался ещё и ,,Маруся" разместить в статье, но картинка постоянно исчезала.

16 Апрель 2010, 21:20
avatar

Гелий Коржев - мощнейший художник, глубокий. У него особенная живописная манера и композиция! спасибо за пост!!!!Любимая серия у него "Опаленные огнем войны" - трагично и сильно.

16 Апрель 2010, 21:28
avatar

Тоже не совсем понял, посмею предположить, может быть имелись ввиду так называемые ,,бульдозерные выставки"? Но опять же вроде бы у многих участников этих выставок в дальнейшем всё сложилось вполне благополучно, например Шемякин

16 Апрель 2010, 21:28
avatar

Анастасия Черникова:О, да! Мне тоже больше всего именно эта серия нравится, какая фактура, какая мощь!!

16 Апрель 2010, 21:30
avatar

Шевченко Алексей:Да я в какой-то степени обобщаю, хотя и пишу, что в советском периоде была масса положительных явлений. Что ж попытаюсь быть впредь корректней. И в истории действительно разобраться непросто даже профессионалам. Под "буржуазным искусством", задушенном советской властью я имею ввиду не конкрктных художником, а определённые направления в живописи и собственно сами полотна, которые просто "закрывались" (картины так скажем придворной тематики, или мещанские мотивы (не уверена в точности определения), взять хоть "Купчиху за чаем"). Если же касаться именно репрессий, то художников они к сожалению тоже коснулись. Это прежде всего те, кто оказался "не формат". Причем художники ГУЛАГа были совершенно различны по своему творческому методу, стилю. Среди них - и мастера-традиционалисты, и приверженцы официально заклейменного властями "формализма" (наследники авангарда, предшественники модернизма).

16 Апрель 2010, 23:49
avatar

L` Efanova:Купчиха за чаем была написана после революции и свободно экспонировалась в Русском музее. Возраст — не самое большое достоинство. Но получается, что вы рассказываете о Советской власти людям, которые успели пожить в СССР :)

17 Апрель 2010, 00:11
avatar

Батов Антон (art_bat):Да тут мной допущен ляп в плане конкретного примера, это уже 1918 год. Пример неудачен, приведу другой: возьмём не конкретного художника, а стиль, точнее модерн. Уж его-то советские идеологи точно не жаловали и установки в искусстве были антимодернистские, хотя определённые приёмы и использовались. На том же нехорошем счету был и символизм и импрессионизм. Лозунг "культуру в массы" обязывал искусство быть понятным и близким народу, что неизменно влекло за собой смену основной тематики и сюжетов.

17 Апрель 2010, 00:35
avatar

Специально почитала про Кустодьева: он оказывается революцию встретил с радостью и полный надежд на изменения к лучшему, так что пример с ним вдвойне неудачен. Ему навеное за солидарность с советскими взглядами и портрет Николая II простили ))... да ещё на фоне куполов)

17 Апрель 2010, 00:42
avatar

L` Efanova:Да что тут спорить. Большевики не ангелы - это точно. Но думалось что демократы будут хоть чуточку разумнее, интеллигентнее, мудрее, а что в действительности: бухнулись об те же грабли: тоталитарное искусство не есть искусство. Об этом вот я хотел сказать.

17 Апрель 2010, 00:48
avatar

L` Efanova:Интересно то, что в искусстве революционным экстремизмом на практике часто занимались сами представители творческой интеллигенции. Например, с академической школой боролись студенты Академии и радостно выбрасывали гипсы из окон. Писатели боролись с писателями, поэты с поэтами и музыканты в стороне не остались. Многие занимались этим убеждённо, веря в свою правоту. Фанатикам и истерикам власть не давать!

17 Апрель 2010, 01:20
avatar

Училась у соцреалистов и очень уважаю эту школу. Художник классный, спасибо

17 Апрель 2010, 01:51
avatar

Батов Антон (art_bat)Фанатикам и истерикам власть не давать!:Только у таких власть и оказывается в руках или они становятся такими посл того, как она до их рук доходит))

17 Апрель 2010, 07:54
avatar

Мы не сделали скандала -Нам вождя недоставало:Настоящих буйных мало -Вот и нету вожаков.- Владимир Высоцкий, 1977

17 Апрель 2010, 18:38
avatar

Круто)Видел, знаю, но некоторые сюрные работы стали для меня откровением)

18 Апрель 2010, 00:28
avatar

А вот Коржев не Босх хотя бы потому, что так и разглядел пороки людей, его монстры живописно-обезличены, то есть, ощущение разложения есть, а причин невидно.

19 Апрель 2010, 01:39
avatar

Кстати, Пиршество. Из цикла ,,Тюрлики", указан 1979 , но этого быть не могло, тематика какая то 90-х, вот это все вылезло... В общем, надо проверить годы написания.

19 Апрель 2010, 01:46
avatar

спасибо....заложники войны (в большом разрешении)...очень сильно...

19 Апрель 2010, 08:39
avatar

я считаю что заслон гораздо сильнее---тут острота композиции--домысливать надо,а в заложниках уже просто перечисление типажей различных,слишком лобово решено,ну понятно---вещь всё таки поздняя---но это не умоляет достоинств художника--многие уже сказали--коржев мощь( для меня искренне удивительно--что многие не знали его работ)

19 Апрель 2010, 22:41
avatar

андрей ха:Меня тоже удивило именно это

20 Апрель 2010, 01:38
avatar

не зависит все- таки настоящий художник от времени, сколько действительно советских художников не известно современным молодым: Мыльников, Моисеенко, Обросов, Попков,

Стожаров, Ромадин, Поплавский (график из БЕЛОРУССИИ)да ДЕЙНЕКА чего стоит.альбомов нет, в нете голый нуль…

30 Апрель 2011, 18:43