Художнику о творческом пути и остальном...

Main original

Мари́я Андре́евна Чегода́ева — российский искусствовед и художественный критик.
Доктор искусствоведения (2005), действительный член (2001) Российской академии художеств. Член Президиума Российской академии художеств (2005).

Любить художника, его талант, его труды.
Ни в коем случае не возомнить себя непогрешимым
судьей в конечной инстанции, но сотоварищем
и внимательным помощником творца.

Молодой художник, оканчивающий художественный лицей, художественный институт не может не думать о том, как сложится его творческая судьба, какое место займет он в современном изобразительном искусстве. Наша жизнь, в том числе и жизнь искусства так стремительно меняется, что никто не решится предсказать, что с нами будет — «если с нами что-то будет через двадцать лет», — как пел Андрей Макаревич. На сегодняшний день (если не затрагивать проблем прикладного искусства, сценографии, дизайна — это особые сферы, художественной деятельности, требующие особого рассмотрения) я вижу пять путей, которые может избрать для себя молодой художник, преимущественно живописец и график-станковист.

1. Первый путь: использовать всё, чему научили в лицее и институте; работать, не мудрствуя лукаво, в традиционном духе, как работали учителя — русские реалисты, хорошие живописцы и рисовальщики. Заверяю: профессионально сделанные акварели и масло найдут и почитателей, и покупателей, даже за рубежом.
2. Второй путь — и самый традиционный, и самый новый для нас — церковная живопись, участие в восстановлении и создании церковных зданий. Здесь тоже необходимы подлинное мастерство, хорошее владение технологиями, знание традиций — древнерусской иконописи, церковной живописи XIX века. К сожалению, некоторые художники, восстанавливая или заново расписывая храмы, прибегают к стилизации, холодно повторяют старые каноны и образцы. Но вера в Бога, сознание ответственности и важности своего дела способны привести и к новым обретениям, и к подлинным удачам. Можно вспомнить такие образцы современного церковного искусства как мозаики Храма Преображения в Тушине Корноухова, назвать имена художников — Мухина, Максимова, Старженецкой, Дм.Алимова, Ивана Шаховского и других мастеров, в том числе молодых, чье творчество вызывает уважение и вселяет надежду: религиозная, церковная живопись один из наиболее верных путей выхода из кризиса современного искусства.

3. Третий путь — самый соблазнительный и самый коварный — так наз. «актуальное искусство». Его определяют у нас такие имена, как Кулик, группа «Синие носы», Осмоловский, Тер-Оганян, идеологи Марат Гельман, Ерофеев, Свиблова и др. При всех, казалось бы, формальных различиях, «актуальщики» едины в одном: они считают возможным объявить «изобразительным искусством» всё что угодно: любой предмет, римейк, действие («акцию») и фотографии «акций», клип, компьютерный файл; наконец, полное отсутствие чего-либо (пустые страницы альбома и т.п.). Произведение как таковое не имеет значения — важно его словесное истолкование, «меседж» (послание), которое сам художник или его «спичрайтер» — искусствовед адресуют зрителю. Молодая авторша представила на московском «Бьеннале» липучки с приставшими к ним дохлыми мухами. Известный радиокомментатор Яков Кротов объявил этот «проект» символом бренности всегс земного, равным по мудрости Экклезиасту. «Меседж» подменяет произведение — именно его, словесное объяснение, восприятие, ощущение — идеологи «актуального искусства» провозглашают современным изобразительным искусством, будто бы полностью вытеснившим и заменившим живопись, графику, скульптуру. «Традиционное» изобразительное искусство, то есть собственно искусство, они презрительно зачисляют в «маргинальное», «устаревшее», списывают «с корабля современности» как не заслуживающее ни экспозиции в музейных отделах современное искусства, ни широкого финансирования, ни представительства на международных бьеннале. «Актуальное искусство» и изобразительное искусство, по существу, совершенно разные виды деятельности требующие разной направленности ума и, соответственно, разных форм обучения. Очевидно, что «актуальному искусству» вообще не нужны такие качества как талант, призвание, способность человека к художественному творчеству. Не нужно никакое профессиональное мастерство, а соответственно, и профессиональное художественное образование. Нет ни малейшей надобности тратить годы на овладение рисунком, живописью, перспективой, анатомией, технологиями и пр. — необходимо развивать в себе совсем иные качества: способность придумать что-то «сногсшибательное», такое, чего еще до «меня» никто не придумывал, и заинтересовать своим «проектом» кураторов, «имиджмейкеров», которые его «объявят искусством», спонсоров, которые его профинансируют, менеджеров, «аукционистов», которые взвинтят его продажную цену. Этот путь соблазняет возможностью пробиться на мировой художественный рынок, обрести мировую славу. Какому молодому художнику не хочется, прослыть новым, современным, передовым! Опасность же в том, что художник оказывается в полной зависимости от кураторов, менеджеров, искусствоведов: его могут включить в список «актуальных», «раскрутить», продать за большие деньги, но могут ведь и исключить «из списка», а это означает для художника полную катастрофу. Конец. Небытие. Липучки с дохлыми мухами, если «идеологи» не объявят их «искусством», не провозгласят «бренностью всего земного, равной по мудрости Экклезиасту», так и остаются всего лишь липучками из привокзального буфета, гадостью, которую, использовав, выбрасывают на помойку. То же ждет и «автора проекта»…

4. Четвертый, тоже весьма соблазнительный «рыночный» путь — «нацсалон». Его ведущие фигуры «классики» Глазунов и Шилов; «молодые» Никас Сафронов, Михаил Сатаров, Василий Нестеренко и др. Идеологов «нацсалона» я лично не знаю, да они ему и не нужны; художникам этого направления достаточно угодливых критиков, готовых сочинить (естественно, за хорошие деньги) восторженную вступительную статью в их альбом. Парадные портреты «сильных мира сего» и их дам, «красивые» картинки, призванные украшать их интерьеры, росписи их дворцов и вилл составляют обширную сферу современной художественной деятельности, служат для многих художников, в том числе молодых, главной формой заработка. Для такого рода искусства требуются некоторые профессиональные качества — чувство композиции и т.п., но овладевать подлинным профессионализмом, техникой старых мастеров и пр. совершенно необязательно. В отличие от «старого» салона, отлично владевшего профессиональным ремеслом, для современного салона главное — умение владеть не кистью, а компьютером. Технические возможности современной аппаратуры позволяют воспроизводить не только подобие акварели, гравюры и т.п., но и масляной живописи на холсте. Не составляет большого искусства и труда заложить в компьютер цветную фотографию Аллы Пугачевой и на компьютере же примонтировать к ней «чего-то мистического»: свечи, знаки Зодиака и т.п. (портрет работы Михаила Сатарова). Можно и сымитировать нечто «шишкино» или «айвазовско — подобное», покрыть лаком, вставить в шикарную раму и «впаять» покупателю за хорошую цену. Диапазон «нацсалона» — от перехода у Парка культуры, где каждый «простой смертный» может за несколько тысяч купить хорошенький пейзажик с березками, «кошечек» или пикантное «ню» до обслуживания за миллионы Брынцалова и ему подобных. Что до росписей вилл и дворцов «новых русских», то я знаю хороших, способных ребят, зарабатывающих на жизнь, расписывая, по требованию шибко просвещенного заказчика его кухню не более, не менее, как …стансами Рафаэля. Другой новорусский «знаток» пожелал иметь в своем палаццо на Рублевке плафон Веронезе. Ребята старательно и вполне грамотно скопировали великие образцы — дало ли им это копирование что-либо как художникам, очень сомневаюсь. Что до денег, то получили они совсем не много: «новые русские» скупердяи, каких поискать, а на работающих на них художников смотрят с презрением, как на слуг.

5. И, наконец, пятый путь — тернистый, вне карьеры и материального процветания — дорога к САМОМУ СЕБЕ, стремление выразить в своем искусстве художественными средствами и силой своего таланта и мастерства свои чувства, свою боль, свои тревоги и надежды. Тут надо быть готовым ко всему. И к тому, что твое искусство не принесет тебе высоких доходов, не приобщит к миру «современной моды» и светских «тусовок»: для новоявленных «хозяев жизни» независимый свободный художник — кто-то непонятный, чужой, даже опасный. И к тому, что идеологи «актуального искусства» объявят тебя «покойником», никому не нужным «старьем» (рыночная конкуренция беспощадна, а самый страшный конкурент для «актуального искусства» — настоящее творчество).
И к тому, что «широкая публика» тебя не поймет, как не понимала при жизни чуть ли не большинства тех, кто рисковал плыть против течения — начиная с Рембрандта и до Домье, Мане, Ван Гога, Татлина … Но только на этом пути — самоотверженного бескорыстного творчества можно создать, как создавали большие художники новую школу в искусстве; обрести свое неповторимое лицо, свою — увы, нередко, посмертную, но подлинную славу… А там — решайте.

P.S. А теперь для себя решите с искренностью в сердце

Комментарии10
avatar

ну, сам текст составлен так, что, мол - пятый пункт самый правильный...

но, на мой вкус - он не правильно сформулирован...

сейчас он звучит, как: браццы! вы все не туда идёте!!! айда за мной! принесём себя в жертву на "Алтарь Великого Искусства"!

и так далее...

но лично я не понимаю - а нахрена такая драматичность? ну появится ещё десяток авторов, повторивших судьбу Вангога... проживут всю жизнь в нищете, сдохнут от голода и болезней, а через 5 лет их объявят "новым словом в искусстве" - те же кураторы и галерейщики и впарят за большие деньги тем же брынцаловым и прочим "алигаторам" ...

И ЧО???!!!

как они продали в галереях "мух на липучке", так они и продадут "мёртвого художника" с "новой" надписью на табличке...

- где в этом смысл "подвига" и ради чего брать на себя нелёгкую судьбу Вангога?

на мой взгляд - можно прожить жизнь - достойно, не участвовать в идиотских игрищах всяких шулеров и манипуляторов общественным сознанием...

и при этом - совершенно не обязательно "приносить себя в жертвы" и подыхать с голоду, пытаясь найти новое слово в искусствах... "слово" - всё равно - придумают за нас кураторы и галеристы... и это неизбежно ... хотим мы этого или нет - а у них работа такая.

а нам - достаточно лишь честно выполнить своё предназначение: рисовать, творить, изобретать...

а там, глядишь - у кого то - из этого - чёнить реально талантливое и получится...

16 Август 2015, 19:17
avatar

В том то и дело, что у каждого есть выбор.

Станислав немного оккультизма и ясновидения...

Будущее многовариантно. Каждый делает выбор

Неважно чем человек занимается, главное состояние души.

Жизнь – это маленькая капля в бесконечном перерождении.

17 Август 2015, 10:45
avatar

Я вот тоже не понимаю почему профессиональный художник не может жить хорошо, в достатке и сыто?

17 Август 2015, 11:20
avatar

Я лично не против ни салонных живописей с золотыми красочками, ни новомодных инсталляций собранных из того, что на свалке нашлось.

Достаточно просто быть честным. Ну хотя бы перед самим собой.

17 Август 2015, 12:27
avatar

Экскурс в историю...

Во все времена художники жили в основном за счет заказов (не важно каких)

и гонораров от меценатов, почитателей визуального искусства.

Пример. Эпоха Возрождения в Италии. Царская фамилия Медичи.

Внесла гигантский вклад в становление художников Возрождения (в основном Италия).

Потомки не узнали бы и не увидели полотна Тициана, Леонардо, Тинторето, Караваджо и др.

Пример из нашей истории. Павел Третьяков, Савва Морозов открыли нам многих

замечательных художников, произведения которых висят теперь на стенах Третьяковской галереи.

Они покупали картины.

Получается что у художника тернистый путь, он может быть обречен на то, что его не откроют, или откроют спустя столетия (пример Ян Вермеер Дельфтский).

Или художнику помимо творчества надо чем-то зарабатывать на жизнь..Рубенс исколесил всю Италию, работая как художник и выполняя щекотливые дипломатические поручения герцога Гонзаго.

Каждый сам выбирает.......

17 Август 2015, 12:35
avatar

Липучки с мухами - это, конечно, круто. С такого произведения даже копию сделать невозможно, поскольку каждая муха неповторима.

17 Август 2015, 14:18
avatar

Дорогие в том то и дело, что главный критерий – искренность в творчестве.

К примеру я в 2008 году был в мастерской известного художника Тихомирова.

Очень хорошо общались. Очень ДУШЕВНЫЙ человек.

Его интервью http://www.youtube.com/watch?v=AAZ-sM1zD_Y

Так вот он всех поголовно современных художников ругает. Почему?

Нет искренности в работах, все надуманно...Это только можно ОСОЗНАТЬ ДУШОЙ, СЕРДЦЕМ.

Особенно ругает "актуальщиков", считает что гоняются за модой.

Историческая картина закончилась на передвижниках. Современная историческая картина фальшива....Но это его чисто субъективное мнение.

Вот такая "петрушка".

Я с ним согласен, и одновременно не согласен. Ведь искусство – это создание чего-то нового.

17 Август 2015, 16:15
avatar

собственно - все вопросы из серии "в чём смысл жизни" ... в переложении на столь же глобальный вопрос - о "творческом пути" - рано или поздно приходят к формулировке, которая уже прозвучала - "у каждого есть выбор"...

... свой выбор ...

согласен, с этим и не поспоришь - каждый себе выберет то, что соответствует личным убеждениям

и по поводу второй формулировки - "в творчестве важнА – искренность" - тоже согласен. по этому "мухи на липучках", "г♫вняшки в баночках" и прочие "клизмы-куполА" со всеми "шарли эбдо" - меня нисколько не смущают... т.к. кто допускает вероятность концепции, что у окружающего пространства есть некий Создатель... или более того - верит в одну из вариаций таких концепций, то это значит, что как бы человек не жульничал, как бы не выпендривался, но в какой то момент, представ перед Создателем (нАгий и Б0сый) и услышав простой вопрос: ну? ... и на что ты потратил свою жизнь, которую я тебе подарил? был ли счастлив? смог ли сделать счастливым кого то другого? (и так далее по всему списку вопросов) -- то посмотрит такой "художник" на свои "художества"... и вспомнит, что, когда хренячил такой вот "контемпорари арт" - то, если он не идиот - прекрасно осознавал, ЧТО ИМЕННО он делал... и чево следует сказать такому "художнику"? ... - ну, не болван ли ты, дятел? ты сам сделал свой выбор... по этому - уж как такой человек себя проявил - тем он и является. таковА его и цена ...

а с точки зрения строгого атеизма - общество, социум, глядя на г♫вняшки в баночках - прекрасно понимает (или, как минимум - догадывается), что дурят тут "нашего брата", никакое это не искусство. и если социум не найдёт механизмы, как противостоять жуликам и паразитическим группам "хитрых граждан", которые (... особенно те, что полезли в политику и владеют "красной кнопкой" - могут привести наш био вид на грань вымирания), то рано или поздно Природа заменит нежизнеспособный социум - на какой либо другой - более разумный, справедливый и прогрессивный.

по принципу естественного отбора...

и опять - короткое резюме примерно такое же: не умеете разбираться в элементарных вещах? не можете отличить вредоносное от полезного? не смогли придумать, как выжить? - ну не болваны ли вы, после этого? в том, что имеете - сами же и виноваты. в окружающей среде для выживания было "припасено" всё, что только нужно и даже более того. этож как надо было умудрИцца - так всё самим себе обо♫рать?

исходя из вышесказанного - чем мы можем быть полезны для "светлого будущего" всего человечества? ну, если, конечно, в том случае, если кому то - как то ... всё же - желается, чтоб человеки, как био вид выжили... -- тут уж каждый и выбирает себе дело - по плечу... кто чево может, то таво и творит...

фермеры выращивают еду, учёные - изучают внешнее пространство и кумекают - чево из этого можно сделать... и на каком то месте списка - сидят 2 художника... 1 из них - ищет такое "слово" в Искусстве, чтоб "глаголом жечь сердца людей", пробуждать их от сна и остерегать от кретинизма ... а второй ср♫т в баночку, называет это современным искуством и считает бабосики...

и - все мы имеем то, что имеем

17 Август 2015, 23:13
avatar

Ну да, Станислав, так и получается....

18 Август 2015, 12:35
avatar
STANiSLAFF
turist-George
0

Георгий, я рад, что удалось найти взаимопонимание

* ͜ *

19 Август 2015, 00:29